Автор: Ахметова Дина, искусствовед, лауреат Премии Министерства культуры им. Б. Урманче.

Идея проведения проекта «Со-творение» зародилась в ходе реализации Союзом художников Республики Татарстан межрегионального проекта «Крым в моем сердце». В течение пяти лет художники Татарстана провели в Крыму 15 выставок, где знакомили крымчан и гостей солнечного полуострова с обычаями, укладом и самобытной культурой жителей нашей Республики. Общаясь на многочисленных встречах с художниками, живущими в Крыму и приезжающими туда на творческие пленэры, татарстанцы не раз слышали, как их коллеги говорили о том, как было бы замечательно посетить Казань и отразить на своих полотнах процветающую «третью столицу России». В результате, родился проект СХ РТ, который в 2019 г. поддержал Фонд президентских грантов РФ.

 Проект был назван «Со-творение» и посвящен 100-летию образования ТАССР. Первый этап проекта – это пленэр-симпозиум, который имеет емкое, и глубокое татарское название «ӨМӘ», что означает совместный труд, совместное созидание.

В июле 2020 г. почти 50 художников из 10 регионов России собрались в Казани. Ими было написано более 100 картин. Итоговая выставка пленэра-симпозиума состоялась в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ в Казани. На выставке было представлено более 60 работ, выполненных в разных стилях и техниках. Натурные пейзажи, натюрморты и живописные фантазии от Бато Дугаржапова и Ирины Митриковой из Москвы, Александра Федосеева и Викентия Лукиянова из Чебоксар, Азат Галимов и Сергея Любимова из Санкт-Петербурга, Мадияра Хазиева и Зуфара Гимаева из Татарстана, Ирфана Нафиева и Эдуарда Кулиша из Симферополя, Владимира Башкирова из Самары поднимают профессиональную планку проекта на высочайший уровень.

Художники побывали в разных уголках Татарстана, кроме Казани, – в Свияжске, Болгаре, на творческих площадках Казани – в Государственном музее изобразительных искусств РТ, «Фабрике Алафузова». Экскурсия по Старо-Татарской слободе Казани также отразилась в ряде произведений.

Это все оказалось запечатлено на работах художников, приехавших из разных уголков России – Москвы, Петербурга, Крыма (Бахчисарай, Симферополь, Евпатория), Владивостока, Самары, Череповца, Уфы, Кемерово, Комсомольска-на-Амуре, Чувашии, а также разных городов Татарстана (Казани, Набережных Челнов, Лениногорска, Чистополя).

Исторические памятники татарстанской земли произвели неизгладимое впечатление на приезжих, да и местных художников – взгляд со стороны всегда «освежающе» действует на творческих людей. Так, флер истории всегда выгодно отличает пейзажи Свияжска и Болгара. Ворота истории открылись для Ильдуса Вахитова в «Граде Свияжске» (СПб), поймал «Тишину» острова Айрат Шайдуллин (Казань), восхитился речными просторами острова петербургский художник Азат Галимов, игрой солнечного света на Успенском соборе полюбовалась Вера Филиппова (Череповец), живописным объектом стал Собор святой Троицы для Базарбаев Джумарбека (Владивосток), умытым после дождя увидел Свияжск Зуфар Гимаев (Казань), а Бато Дугаржапов (Москва) вдохновился живописным «Торжком в Свияжске».

Мусульманские средневековые святыни Булгара своими белыми камнями вдохновили Ирфана Нафиева, Эдуарда Кулиша и Викторию Коркишко (Симферополь), Айше Дере (Бахчисарай), Ирину Митрикову (Москва), Мадияра Хазиева (Набережные Челны), Антона Петрова (Чебоксары), Романа Абдуллина (СПб), Альберта Асадуллина (СПб). Фантазии  на тему «Мелодий предков» Булгар показал Базарбаев Джумарбек (Владивосток), а шамаилем («Азан») Булгар предстал у Вакиля Шайхетдинова (Уфа).

Но, конечно, главной для творчества стала Казань, в которой соединились различные пласты культуры – архитектура разных конфессий, исторические памятники, новые городские объекты. Все, что составляет лицо современной Казани, дарит неповторимое и своеобразное лицо города, и является визитной карточкой для многочисленных туристов и гостей. Несомненно, самой привлекательной визуальной стороной Казани стало смешение старого и нового, хорошо знакомого и совершенно нового. Но и художники видят этот синтез каждый по-своему. Конечно, хрестоматийный вид с Казанки на Кремль – это то, что должен запечатлеть любой приезжий. Исторические реминисценции использовал для своей работы Вакиль Шайхетдинов (Уфа), открыточные виды Кремля показали Татьяна и Юрий Бердниковы (Казань), Анатолий Данилов (Чебоксары). Пестрый как мозаичный витраж, где шумит-гудит сама история – такой Кремль у Мадияра Хазиева (Набережные Челны). Две культуры символически сошлись в архитектурном пейзаже Ирфана Нафиева из Симферополя («Прошлое и настоящее») – современная мечеть и древние стены и башни Кремля.

Однако, большая часть художников углубилась в старинный район Казани – Старо-Татарскую слободу, найдя там рассказ о прошлом города и его современной истории. Среди них – Эдуард Кулиш (Симферополь), Вера Филиппова (Череповец), Ирина Кочергина (Комсомольск-на Амуре), Евгения Юманова (Кемерово), Александр Федосеев (Чебоксары), Ильнур Бакиров (Казань), Мингазов Радик (Чистополь), Шиабиев Альберт (Казань), Азат Галимов (СПб), Сергей Любимов (СПб), Роберт Миф (СПб). Увлекло своими живописными и градостроительными возможностями озеро Кабан Роберта Мифа (СПб), Викентия Лукиянова (Чебоксары). Особо привлекает внимание яркая сочная живопись Бато Дугаржапова (Москва), успевшего создать образы нескольких районов города. Почти абстрактные цветовые пятна неуловимо, но точно передают облик города быстрыми лаконичными мазками. Таковы работы «Перед грозой», «Красный Кабан», «Миллениум».

Центр города в районе улиц Баумана и Петербургской – одни из самых привлекательных для туристов мест, одновременно сохраняющих аромат старины и динамику современного градостроения. Поэтому насыщенные архитектурные пейзажи остались запечатлены Азатом Галимовым (СПб), Сергеем Рубаном (СПб), Владимиром Башкировым (Самара), Евгенией Юмановой (Кемерово), Александром Шадриным (Казань).

Однако, для художников, знающих Казань, интересны и другие старинные районы города, изменившие сегодня во многом свой исторический облик, но остающиеся до сих привлекательными для горожан. Хотя, возможно, редкий турист заглянет в Варваринскую церковь на улице М.Горького, написанную Олегом Кульпиным (Лениногорск), или улицу Федосеевскую, утерявшую не так давно свою историческую атмосферу из-за модерновых построек. Но и ее любовно и обаятельно, в графической манере, изображает Лариса Евграфова (Казань).

Не так давно одним из самых привлекательных мест стал Центр семьи «Казан» – главный дворец бракосочетаний (ЗАГС). Казанский «Котел» со смотровой площадкой дополняет скульптурный ансамбль, созданный Даши Намдаковым. Фигуры драконов и барсов оказались весьма заманчивыми для фотосъемок, но и художники не упустили возможность запечатлеть такое знаковое место, особенно потому, что зримые символы Казани словно наделяют пейзажи города особой магией. Поэтому так привлекательны оказались работы Базарбаева Джумарбека (Владивосток), Федосеева Александра (Чебоксары), Ирины Митриковой (Москва), Гульназ Адгамовой.

И, конечно, нельзя не назвать живописные фантазии, часто близкие к натюрмортам, но создающие опосредованно образ города, его национальную культуру, именно так решили показать Казань Мударис Мингазов (Казань), Елена Острая (Казань), Бато Дугаржапов (Москва), Виктория Коркишко (Симферополь), Наталья Тур (СПб). Особо нужно отметить участие в проекте известного певца, живущего в Петербурге, заслуженного артиста РФ Альберта Асадуллина. Он закончил Академию художеств им. И. Е. Репина, но всю жизнь пел. Однако, живописный талант  не растерял – «талантливый человек талантлив во всем», Асадуллин также участвовал в пленэре и написал тонкие акварельные работы. Одной из них – «Сакральность», можно и закончить рассказ о проекте «Со-творение».

Выставочный проект покажут по всей республике, а часть работ в благотворительных целях передадут в социальные учреждения.